В России начали действовать новые примирительные процедуры

В России начали действовать новые примирительные процедуры
 С 25 октября вступил в силу закон, расширяющий применение примирительных процедур. В судах появятся судебные примирители, а сторонам процесса разрешат вести переговоры.  
 
 Новации предусматривают расширение     перечня  примирительных процедур, в который помимо медиации вошли переговоры и судебное примирение.
 
 Переговоры, как вид примирительных процедур, не предполагают наличие посредника. Процедуру проведения переговоров законодатель полностью оставляет на усмотрение сторон.
 
Судебное же примирение, как и медиация, предполагает наличие посредника в урегулировании конфликта. Однако принципиальное отличие заключается в различных требованиях, предъявляемых к судебному примирителю и профессиональному медиатору. Судебным примирителем может выступать исключительно судья в отставке. Как сказано в законе, порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются правительством Российской Федерации. Иными словами, работа судебных примирителей будет оплачиваться из казны в  то время как работу медиатора спорящие стороны оплачивают за свой счет.
 
По закону работа медиатора же оплачивается участниками спора в равных долях, если стороны не договорились об ином. Требования к профессиональному медиатору предполагают наличие любого высшего образования и дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации.  Таким образом  судьи в отставке смогут выступать как судебными примирителями, так и медиаторами.
 
Профессиональными медиаторами, с одной стороны, критикуется указанный подход в силу того, что судья ввиду профессионального опыта может отдавать предпочтение стороне, чьи аргументы оказываются более убедительными, а не способствует разрешению конфликта. Другими юристами отмечается положительный опыт иностранных государств (ФРГ, Финляндия) по привлечению судей в отставке к деятельности по примирению сторон, как раз по причине их профессиональной юридической подготовки и опыта в сфере разрешения конфликтов.
 
 Важной новеллой является также расширение сферы применения примирительных процедур на область административных споров, например, налоговые споры, что безусловно будет способствовать популяризации института примирительных процедур в целом, так как  предусмотрены экономические стимулы для участия истца в примирительных процедурах. При заключении мирового соглашения в суде первой инстанции, истцу вернут 70 процентов государственной пошлины. При заключении мирового соглашения в апелляции истцу вернут 50 процентов государственной пошлины. При заключении такого соглашения в кассационной или надзорной инстанции, истцу вернут 30 процентов госпошлины.
 
Кроме того, законом конкретизированы возможные результаты и процессуальные последствия примирительных процедур, которые могут выражаться:   в заключении мирового соглашения; отказе от иска; признании иска; отказе от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления); признании обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.
 
Новые правила примирительных процедур направлены на создание эффективного процессуально-правового регулирования примирения, популяризацию примирительных процедур, более результативному их использованию на практике и, как следствие, снижению судебной нагрузки на судей.

Комментарии

В этом разделе пока нет комментариев.

Оставьте свой комментарий *

* Ваш комментарий будет опубликован после проверки администратором.