Высшая квалификационная коллегия судей России признала законным досрочное прекращение полномочий судьи Старооскольского городского суда Белгородской области Наталии Хохловой. Ей инкриминировали конфликт интересов. А именно — неформальные отношения с адвокатом, который участвовал в рассматриваемых ею уголовных делах.
Хохлова занимала должность судьи в течение 8 лет. Но в январе 2020 года в ККС Белгородской области поступила просьба о проведении проверки на возможное наличие в ее действиях дисциплинарного проступка. Якобы Хохлова рассмотрела два уголовных дела с участием своего близкого знакомого — адвоката Дмитрия Емельянова. В итоге один из его клиентов получил наказание ниже низшего предела.
Рассмотрев материалы, ККС сочла подозрения обоснованными и прекратила полномочия Хохловой, лишив ее пятого квалификационного класса. Судья не согласилась с этим решением, заявив, что оно «основано на домыслах».
По просьбе самой Хохловой ВККС провела заседание в закрытом режиме.
— В связи с чем закрытое заседание? — уточнил председатель коллегии Николай Тимошин.
— Не хочу, чтобы вопросы, касающиеся моей личной жизни, были разглашены публично.
— А вы желаете их озвучить?
— Да, я уже на прошлом заседании это делала, — сказала Хохлова, по такому случаю лично приехавшая в ВККС.
Претензии к Хохловой появились в связи с приговором, вынесенным ею в июле 2018 года. Тогда судья рассматривала дело шести местных жителей, обвиняемых в мошенничестве и вымогательстве. По версии следствия, возглавлял банду Евгений Плясов. Его указания исполнял Сергей Базаров. В приговоре судьи Хохловой сказано, что мужчина «выдвигал требования к потерпевшим о передаче ему денежных средств, подкрепляя свои требования применением насилия либо угрозой применения такового как к потерпевшим, так и к членам их семей, повреждения имущества, <…> угрожал потерпевшим распространением сведений, порочащих их честь и достоинство, а именно: о возможной противоправной деятельности последних».
Адвокат Емельянов защищал подсудимого Юрия Труфанова, который «оказывал содействие участникам организованной группы путем изучения информации, содержащейся на электронно-цифровых носителях, принадлежащих потерпевшим, для дальнейшего использования данной информации в корыстных целях». В итоге Труфанов получил относительно небольшой срок среди всех обвиняемых — 5 лет (Базаров и Плясов осуждены на 13 и 11 лет соответственно).
Прокуратура обжаловала приговор. По мнению надзорного ведомства, судья была излишне строга к Базарову, а вот к Труфанову, напротив, излишне снисходительна. Об этом говорится в апелляционном представлении.
Несмотря на недовольство прокуратуры приговором, апелляционная инстанция оставила его без изменения. Но спустя некоторое время к этому делу пришлось вернуться, когда жалоба на Хохлову поступила в региональную квалифколлегию судей, якобы за слишком близкие связи с адвокатом Емельяновым.
Поиск по базе Старооскольского суда показывает, что за последние годы Хохлова рассмотрела по меньшей мере семь дел с участием этого защитника. Так, в 2015 году она в честь амнистии ко Дню Победы сняла судимость с местного жителя, обвиненного в многочисленных случаях мошенничества, и освободила его от наказания. В 2011 году Хохлова приговорила к штрафу в 10 тыс. рублей обвиняемого в краже с причинением значительного ущерба (максимальное наказание по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ составляет 5 лет лишения свободы). Впрочем, была Хохлова и строга к подсудимым, которых защищал адвокат Емельянов. В марте 2017 года она приговорила к 13 годам колонии его клиента, обвиняемого в торговле наркотиками.
Поэтому ничего удивительного в том, что судьи шарахаются от адвокатов, как черт от ладана.