КАК ЮРИСТЫ ОБМАНЫВАЮТ КЛИЕНТОВ
У некоторых юристов можно увидеть заманчивую рекламу с обещанием добиться «нужного решения по самому сложному делу» и с притягательной статистикой их юрфирмы – «99% выигранных дел». Таким громким слоганам не стоит верить на слово, так как за ними могут стоять совсем другие реальные показатели: всего несколько споров в год, а половина из них проиграна.
Рынок юридических услуг в России многообразен: наряду с крупными юрфирмами и известными адвокатами правовым консультированием занимаются индивидуальные предприниматели с мелкими ООО. Чтобы привлечь клиентов в такой конкурентной среде, юристам нужно не только качественно работать, но и эффективно пиарить себя. Согласно общему правилу, реклама юруслуг должна быть достоверной и никого не вводить в заблуждение. Для адвокатов требования выше – им нельзя обещать клиенту положительный результат по тому или иному поручению, а также «благополучное разрешение дела недостойным способом» (пп. 6 п.1 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката). За нарушение таких условий провинившегося защитника могут привлечь к дисциплинарной ответственности.
Среди тех, кто дает пустые обещания, вы, скорее всего, не увидите известные юридические компании, которые оказывают услуги высокого стандарта. Они не будут заявлять о гарантиях и выигранных делах, поскольку берегут репутацию. Кроме того, у всех «репутационных» компаний есть внутренние правила этики, которые сравнимы с адвокатскими.
Основной проблемой остается реклама юристами, которые не являются адвокатами, но прямо или косвенно позиционируют себя в этом качестве.
Сложнее ситуация обстоит с обычными коммерческими компаниями, которые специализируются на оказании юруслуг. Завлекая клиентов, коммерческие фирмы могут указывать на своих порталах ложную информацию и о количестве выигранных дел. Лозунги на сайтах или в соцсетях про «выигрываем 99% дел», как правило, берутся «с потолка»: «Для красоты ещё напишут 94,78%, чтобы выглядело точно и внушительно». Некоторые юристы хитрят, заявляя о 100 выигранных делах, имея в виду количество судебных заседаний, в которых участвовали.
Пару лет назад было модно писать, что выиграно 100% дел. Но практикующие юристы понимают, что это невозможно и не нужно браться только за выигрышные дела, которые слишком простые. Клиенты со временем стали чувствовать подвох в подобных цифрах, поэтому юрфирмы стали указывать, что выигрывают 86–90%.
Обещания выиграть дело обычно сообщаются клиенту в ходе разговора и не фиксируются письменно, поэтому доказать это практически невозможно. С «липовыми» регалиями ситуации проще: если юристы указали, что являются членами какого-то экспертного сообщества или занимают места в каких-либо рейтингах, проверить эту информацию просто. Такая системная проблема может решиться только со временем: когда клиенты поймут, что бесплатный сыр только в мышеловке, а 100% дел не бывает у тех, кто действительно много судится. К тому же хороший специалист не назовет себя лидером рынка без ссылок на конкретный рейтинг.
Куда можно пожаловаться?
На адвокатов- региональную адвокатскую палату (ответственность от замечания до лишения статуса адвоката);
На юристов за недобросовестную конкуренцию или рекламу - в антимонопольную службу (штраф до 500 000 руб).
На юристов за обман граждан - в Роспотребнадзор (штраф до 500 000 руб).
На юристов за некачественное оказание правовых услуг - в суд с иском компенсации морального вреда.
Пока же общая правовая культура населения не позволяет давать взвешенную оценку как рекламе юридических услуг, так и их результату. По этой причине реклама несбыточного в юруслугах пока будет продолжать существовать.